Семинар для учителей начальной школы «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

30.05.2022

30 мая в МБОУ «Гудермесская СШ №1» состоялся семинар учителей начальной школы по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе». Руководитель методического объедения Эльмурзаева М. И. в своем выступлении рассказала об основных компонентах функциональной грамотности.

 

Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам:

-грамотность чтения;

 -математическая грамотность;

-естественнонаучная грамотность;

Также выступила Сайдаева Р. П., учитель начальных классов.  Она сообщила об основных путях формирования функциональной грамотности по отдельным предметам (русский язык, математика, окружающий мир).

Юсупова К. С., учитель начальных классов, рассказала о критериях оценивания функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки.

Функции системы оценивания в настоящее время:

Нормативная функция - включает в себя:

фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения; административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений